Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

 

Департамент Смоленской области

по образованию и науке

Версия для слабовидящих

 

Департамент Смоленской области

по образованию и науке

Новости

08.02.2016 14:52Просмотров: 0Обнимайте теплее. Как живут в Прудках «необычные» дети

Каждый день в школе-интернате воспитанники не только осваивают математику, русский язык и азы самостоятельной жизни, но заново учатся доверять и любить. Всего в сорока минутах езды от Смоленска - Починковская специальная (коррекционная) школа-интернат. В ней обучаются дети с проблемами в развитии или с особыми образовательными потребностями. Так их принято называть в педагогике. Но лучше сказать иначе, они просто по-другому воспринимают мир. 
 
Маленькая Франция внутри
 
На территории школы-интерната меня встречает детская площадка с выкрашенными во все цвета радуги скучающими качелями и припорошенными снегом лестницами. Между тянущимися серой гусеницей постройками вклинилось трехэтажное бело-розовое здание с колоннами. За его коричневой дверью, над которой красными печатными буквами выведено: «Добро пожаловать» - шум, гам и пара десятков недоверчивых, удивленных и внимательных детских глаз-пуговок.
- Вам какой чай: черный или зеленый? - с порога спрашивает заместитель директора Инна Самохвалова. - Присаживайтесь, грейтесь, а то на улице холодно. 
Инна Григорьевна - обаятельная женщина с выразительными глазами. Голос - вкрадчивый, в нем - неподдельная забота и назидательные нотки. Наверное, таким он всегда становится, если проработаешь 18 лет в школе-интернате.
- Пойдемте к нашим «французам», - предлагает заместитель директора, когда мы идем по длинному коридору. «Французами» в школе-интернате зовут ребят, в сентябре побывавших в Париже. В маленьком светлом кабинете на столах множество ярких рисунков с вымощенными брусчаткой улицами, с домами, обвитыми розовыми цветами, величественными соборами и переливающимися реками. Эти французские пейзажи своими глазами лицезрели одиннадцать мальчишек и девчонок, семь из них выстроились теперь у своих работ. 
Воспитанники оглядели меня с ног до головы, но рассказывать о поездке не торопились. И тогда первым заговорил мужчина с пушистыми усами и добрыми «теплыми» глазами - директор школы-интерната Игорь Чепурышкин.
- Ребята немного стесняются, - шепнул он мне на ухо и громко продолжил: - У нас был создан проект «Фантастический сад». Художники из Москвы - Анна Евдокименко и Иван Стенин - приезжали в течение года и учили ребят рисовать. Потом это переросло в международный благотворительный проект «Арт-берег», реализованный РОО «Право ребенка» с российской стороны и Asser Russia - с французской.
…На самолете юные художники, все как один, летели впервые. 
«Сначала было страшно», - первым признался Володя - темноволосый мальчик со светло-зелеными глазами и угольными ресницами. А остальные дружно закивали и стали рассказывать, что увидели в иллюминаторе самолета, проплывавшего в десятке километров над землей.
- Когда мы пролетали через облака, я разглядела снежинки, - сказала серьезная Таня с забранными в толстую косу вьющимися волосами.
…Восемь дней дети из смоленской глубинки находились в объятиях завораживающей Франции. Правда, встретила она гостей из России хмурым небом и проливным дождем, но потом все-таки подарила солнце.
- Утром после ливня стало светло и красиво, а на деревьях сидели голуби, - вспомнил одиннадцатилетний Даниил.
…Поселились новоиспеченные туристы в хорошо знакомой любителям живописи деревне Овер-сюр-Уаз, именно сюда когда-то приезжали и здесь творили знаменитые художники. Ван Гог провел в этом пленительном месте последние месяцы своей жизни, написав полотна, ставшие известными всему миру. Воспитанники школы-интерната прошли по стопам великого постимпрессиониста и посмотрели, где он жил.
- Художник занимал совсем небольшую комнату. Она выглядела словно пятачок размером в два метра. А стояли там кровать, стол и стул, - рассказал Игорь Петрович, а дети дружно утвердительно закивали.
Увидели ребята и церковь в Овере, которую изобразил Ван Гог, а главное - смогли сами ее нарисовать, удобно усевшись на земле со специальными планшетами и карандашами.
- Пленэр у меня был первый раз в жизни, - заверил меня Андрей со взъерошенными волосами и бровями «домиком».
…Париж удивил ребят своей архитектурой - домами, увитыми зеленью, и цветами, переливающимися водами Сены, изящными, красиво одевающимися француженками и доброжелательными, улыбчивыми горожанами.
- Люди приветливые и говорят по-другому, непонятно, - вспоминает застенчивая Аня. Ее рассказ подхватывает Даша, мечтающая стать дизайнером, в розовой толстовке с аккуратно повязанным шарфом в тон.
- Там девушки носят черные шляпы, - продолжает она. - А еще, когда мы гуляли по набережной, проплывающие мимо французы на теплоходах посылали нам воздушные поцелуи, а мы махали им в ответ.
Дети увидели и символ французской столицы – величественный собор Парижской Богоматери, поднялись на высочайшую точку города - холм Монмартр, где отдыхали, растянувшись на траве, одним глазком взглянули на былую жизнь царственных особ в Версале.
- Интересно в садах короля и королевы. У него - сад регулярный, где все симметрично, - рассказал пятиклассник Эдуард, старательно выговаривая звук «р», который ему не совсем поддается. - А в саду у королевы словно в дикой природе, даже рыбы в пруду плавают. 
…Юные художники смогли почувствовать себя немного французами, попробовав традиционный завтрак - свежевыжатый апельсиновый сок с круассаном, покатались верхом на лошадях и даже забрались на Эйфелеву башню, где с высоты птичьего полета разглядывали крошечные постройки, голубые водные каналы и людей размером с муравьев.
Дома, глядя на фотографии, сделанные на память во время путешествия, ребята снова взялись за карандаши с красками. На их рисунках - солнечные пейзажи, а в душе - частичка Франции с запахом жареных каштанов, мелодичным звучанием языка и вкусом свежеиспеченных круассанов.
 
Битва за доверие
 
Инна Григорьевна называет школу-интернат маленькой семьей со 124 детьми и 64 взрослыми. Но это скорее целое государство, где есть свои правила и куда чужим сложно попасть. Доверие здесь завоевывают каждый день, на пальцах объясняют, что такое любовь, терпеливо учат мириться и прощать. Обитатели здесь разные: дети-инвалиды, дети-сироты и даже ребята, окруженные заботой родителей. Но кто-то решил – не осваивают школьную программу, отстают в развитии. Они в чем-то похожи - в своей доброте, наивности и отзывчивости. Даже маленькие путешественники, сначала сторонившиеся меня, через полчаса общения наперебой рассказывали о своих достижениях: осваивают новую технику рисования на ткани, готовятся к соревнованиям на лыжах и по шорт-треку, вышивают бисером и крестиком. А забыв какое-то название, тихонечко теребят Инну Григорьевну за рукав, и она спешит им подсказать. В этом государстве есть правитель - директор Игорь Петрович. Черно-белый свитер, улыбающиеся карие глаза - он скорее похож на добродушного соседа. Но за обманчивым образом кроется решимость предприимчивого хозяина старой закалки, способность идти в ногу со временем, ответственность и желание оберегать. По его мнению, в воспитании самое главное - человеческое отношение и домашняя обстановка.
- Ребята занимаются в разных кружках и секциях, так определяется их успешность в каком-то направлении, - поясняет директор. 
- А еще чему учите? - интересуюсь я.
- Прощать. Вы видели в коридоре «скамью примирения»? (Полчаса назад ученики демонстрировали мне эффективность сооружения. Скамейка построена так, что, садясь на края, неминуемо скатываешься в центр.) А теперь взгляните вон на ту церковь, мы с ребятами помогаем ее восстанавливать, - говорит Игорь Петрович и, встав из-за стола, направился к окну. - Воспитанники вместе со взрослыми с удовольствием штукатурят. Поймите, жизнь меняется, и нужны новые формы работы. Духовно-нравственное воспитание нельзя насаждать, дети сами должны к этому приходить. Для них жизненно необходим правильный пример для подражания, поэтому сам закатываешь рукава – и вперед, работать.
В школе-интернате всеми силами стараются научить любить. Каждый год в его стенах проводят дни матери и отца.
- Первый раз было трудно и страшно, - искренне признается директор. - Но уже несколько лет подряд приглашаем мам и пап со всего региона, которые рассказывают о своей жизни и профессиях. Мы всегда говорим, что мама – это святое. Дети должны понимать ценность семьи, ведь в будущем им их создавать.
Семья - это главное, и поэтому сотрудники школы-интерната работают с непутевыми родителями, разговаривают и стараются наставить их на путь истинный. Иногда получается. За 10 лет три случая восстановления в родительских правах и воссоединения семей. 
После школы-интерната мальчики и девочки отправляются в училища и колледжи осваивать рабочие и строительные профессии, становиться швеями и обувщиками. Выпорхнув из «гнезда», они лицом к лицу сталкиваются с самостоятельной жизнью. 
- После выпуска из школы им все равно нужна помощь, - считает Инна Самохвалова. - Ребята обращаются к нам даже с простыми бытовыми вопросами: как добраться до стоматологии или где купить велосипед? А еще звонят, чтобы поделиться радостью: поженились, приобрели жилье. Наши дети часто заезжают к нам в гости, им хочется рассказать о своей новой жизни. 
Оказывается, и сотрудники тоже проведывают своих выпускников. Иногда возвращаются с подарками. Например, банкой варенья, которое, стараясь, готовила их бывшая воспитанница.
Гуляя по коридорам и подсматривая, как живут обитатели этого учреждения, вдруг почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд. От неожиданности вздрогнула. Девочка с непослушными вьющимися волосами, в фартуке с красной каймой внимательно меня разглядывала. В глазах - недоумение и любопытство. А я, застыв, не знала, как нарушить повисшую в воздухе тишину. Она сделал это сама, звонко поздоровавшись с подоспевшей Инной Григорьевной.
- Переходный возраст, колючки лезут отовсюду, - сообщила мне замдиректора, ведя меня на другой этаж. - А вот сейчас рассказала, что ни с кем сегодня не ругалась. 
Покидая девчушку, Инна Григорьевна крепко ее обняла, и воспитанница расплылась в довольной улыбке. Наверно, это еще одно неукоснительное правило в стенах школы-интерната - теплее обнимать.
 
Автор: Екатерина Сухопарова, Смоленская областная общественно-политическая газета "Рабочий путь" 

Дата последнего изменения 08.02.2016 15:04

Назад
Система Orphus

Телефоны экстренных служб

© Департамент Смоленской области по образованию и науке, [2017]

Сайт разработан на системе типовых сайтов Администрации Смоленской области

"Твинс" - сайты для органов государственной власти

Яндекс.Метрика

Главная | КПК версия |

(4812) 38-17-22 тел./факс.: 8 (4812) 38-17-22
E–mail:

Почтовый адрес: Россия, 214004,

г. Смоленск, ул. Николаева, д. 12-а                 

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!